vlchev (vlchev) wrote,
vlchev

2021-01-06 Уч-Кош и Ялтинская яйла

Погода предстояла идеально ясная в этот день. Стартовали от завода Массандра весьма не рано, в 11:00. Старт от Массандры был выбран из соображений, что тут наверняка есть парковка для авто (и она есть). Предварительно также закупились продукцией в фирменном магазине №2, сложив покупки в багажник.

Часть 1. Ущелье Уч-Кош

Пройдя по широкой грунтовке, затем мимо самопальных (?) построек с собаками, спустились в ущелье, к ручью реки Бала. Ручей приятно течет, рядом сразу обнаружилось место отдыха с костровищами, столиками.. Слева живописная скала Балан-Кая. GPS из-за скалы начал лютовать, прыгая в стороны. Прямо у тропы нашли родник, добрал воды в бутылку.

В районе водозабора послышались голоса сверху справа - оттуда в ущелье ведёт хорошая грунтовая тропа из Советское, народ гуляет с детьми, тут же по той тропе промчался бегун! Отсюда хороший вид вперёд, видимо, на хребет Баланын-Каясы. И развилка: слева устье притока Мастреиз, а мы идём правее - вдоль р. Бала, в рамках того же ущелья Уч-Кош. В этом месте берег Балы солнечный, встретили тетенку на берегу за пикником - приятное место.

Далее - пещера Секотлан-Коба, встречаем группу платных туристов, пару семей с детьми.. Водопадик притока Оксек - из одноименного ущелья. Затем справа остается небольшая осыпь, и подъем становится круче, русло ручья тут сухое.

Доходим до развилки: прямо - ручей Уч-Кош в направлении к осыпи Мартын-Кош (совсем рядом - асфальт Романовского шоссе), налево - сухой приток, по которому нам подниматься к Тропе 920. Тут присели выпить чаю. Встретили группу прогульщиков, которые не решили, куда направиться дальше - продали им идею подъема до Тропы 920.. Солнце жарило прилично. Мы немного притомились, съели по паре батончиков мюслей - все наши запасы углеводов..

Часть 2. Уч-Кош - Ялтинская яйла (суровый подъем)

Уходим из ущелья Уч-Кош в левый приток (безымянный) по этой тропе - чтобы выйти к Тропе 920. Сначала можно подниматься по руслу сухого ручья, но потом на пути появляются скальные преграды, на которые сложно взобраться. Возможно, есть хитрые обходы попроще, но мы в итоге ушли правее вверх - на склон, цепляясь за деревья и пытаясь не сыпать камни на ниже ползущих. Так взобрались на пересечение ручья и Тропы 920.

По Тропе 920 прошли всего метров сто и стали высматривать место, где нам лучше начинать подъем по, можно сказать, "авторскому" маршруту Мартироса от 05.12.2020. Подъем этот должен был пролегать по этому гребню. Самого гребня видно не было - к нему нужно ещё подняться. Перед нами склон градусов 45 с корабельными соснами. Подумали, что раз есть деревья - будет проще..

Подъем сразу показал свою крутизну, передвигались на четвереньках, стараясь не "наступить" руками на встречающиеся козьи какашки. В радость были корни деревьев, крепкие кустики и не живые камни - всё, за что можно зацепиться. У дерева можно было постоять и осмотреться, но от дерева к дереву ещё нужно проползти. Так мы вышли на гребень, который далее выглядел более полого. Ущелье, из которого мы только что поднялись, заполнило облако. Меня посетило тревожное осознание: вниз мы уже не вернёмся, а яйла по всем признакам - пока ещё сильно выше нас!

Итак, мы на узком лесистом гребне (слева овраг Оксек, справа - безымянный овраг с осыпью; оба оврага - притоки ущелья Уч-Кош). Пологость позволила немного пройти на двух ногах. Затем снова крутой подъем и окончание гребня в его явном виде: впереди камни, а с боков смыкаются кулуары. Как вторчаться в камни? С какой стороны? Пробую справа, получилось. Потом ещё камни, поднимаюсь, подтянувшись за деревце, девы следом...

И снова крутой подъем ~45 градусов по камне-почвенной поверхности. Но корабельных сосен уже нет, начинаются карликовые! Несмотря на близость к цели (яйле), меня вдруг охватило подобие паники .. вдохнул пару раз глубоко - нормально. И вот она - яйла! Ипать.

До заката оставалось минут сорок. Любуясь великолепными видами, достали суджук. Как подметила Лена, ощущение, что мы сюда поднимались поесть колбасы.

Часть 3. Спуск

Вариант спуска от вершин Лапата / Ованес-Кош - отпадал, до туда ещё по яйле 4 км, а солнце уже садится. Хорошо, что накануне вечером я "прокурил" с мобилы альтернативный спуск..

Спускаться начали почти там, где поднялись - от вершины Джунын-Кош по одноименной тропе - до газопровода в районе вершины Биюк-Кабоплу. Дальше я бы хотел пойти по хребту Баланын-Каясы, но в сумерках не было ясно видно, как спуститься со скального обрыва (может там всё просто, но разбираться было некогда). И мы пошли дальше по тропе Стиля-Богаз, во многом совпадающей с газопроводом.

Позже отклонились от Стиля-Богаз на ЮВ - попали к озеру и роднику Сиготур. Родник бодро проистекал, и я на всякий случай пополнил запас воды (мало ли что). От пруда на юг шла укромная тропа, выводящая к широкой грунтовке, которая вскоре вышла из леса, и мы добрались до Васильевского озера.

Пропетляв по Васильевке, нашли мост через р. Гува - вышли к многоэтажному дому Массандры возле Южнобережного шоссе. Оттуда не смогли коротко прошмыгнуть к заводу (где оставили машину), пришлось пройти немного по шоссе и подняться по ул. Умельцев. Заглянули в супермаркет "Соседи", напились соков.

PS.

Вернувшись в Алушту, первым делом направились в "Старый город", время уже было 21:30, но нас обслужили. Из быстрых блюд - суп Том-Ям и салат "Цезарь", всё очень вкусно. Тетенка играла живой инструментал, официант подал в честь кануна Рождества комплимент - вареники и церковную кашу. После 22:00 довольные направились в номера. Восхождение на яйлу по гребню "панковским" способом - сделало наш отпуск! ) В следующий раз хотелось бы подняться на Ялтинскую яйлу проще, но не менее красиво - по гребню Баланын-Каясы.

Трек | Strava
Трек | Nakarte
Фотки | Google
Tags: 2021, hiking, Крым, ПВД, Уч-Кош, Ялта, зима, родник, ущелье, яйла, январь

Posts from This Journal “ПВД” Tag

• 2020-11-21 Заполицы - Покров

Веломаршрут: Заполицы - Зворково - Грибчиха - Старый Покров - Мануйлово - железный мост - (развед-срезка по пешей тропе) - Марково - Старое…

• 2020-10-31 Нерская

Второй раз в ноябре ездим от Белоозерской - отличный маршрут для раннего приезда на привал Нерской. Стартовали водинадцатером, не бросив…

• 2020-09-19 Сеньга мимо ЛЕСа 2020

ПВД-2д по мещерскому лесу мимо ЛЕСа #4. Постепенно собрались все в курской электричке, и даже Валерий Борисыч, юркнувший было в экспресс к…